Мне пишут мамы и папы, бабушки-дедушки, обеспокоенные фантазиями своих детей-внуков. А им, родителям, хочется некой жизненной конкретики, чтобы их дети-внуки мечтали просто и конкретно – стать депутатами, политиками, юристами, дизайнерами, музыкантами, врачами на худой конец…
Не раз наблюдала, как он разложит атласы и карты на столе в зале или просто на полу и ползает по ним как по морям, горам и странам. Это было и когда ему было 7-8 лет и сейчас тоже. Очень много сын читает о странах, о самых разных народах мира. Он всей душой гордится, что были и есть такие люди, как Руал Амундсен, Василий Головнин, Семён Дежнёв, Арминий Вамбери, Фёдор Конюхов. Знает их биографии, развесил в своей комнатке их портреты. И я, как видите, теперь вот всё тоже об этих путешественниках и мореплавателях знаю. А оно мне нужно?
Мне бы хотелось, чтобы сын стал нефтяником или депутатом, хотя бы областного значения. И при любом удобном случае я ему об этом говорю. Хочу, чтобы он жил ни в чём не нуждаясь, чтобы в семье его будущей был достаток, свойственный депутатам-нефтяникам.
Что это за странные детские фантазии и как сделать так, чтобы мальчик перестал витать в облаках?
Детские фантазии прокладывают дорогу в жизнь
Дорогие друзья, не мешайте своим детям фантазировать, не мешайте им играть.
Именно с этих слов я и начну говорить с вами на эту тему.
Игры занимают в жизни ребенка самое что ни на есть главное место. Играя, ребенок решает поставленную перед ним самой Природой задачу разностороннего развития. Вот на что хочу обратить ваше внимание – на прямую связь детской игры с работой воображения ребенка.
Объект игры существует исключительно в детском воображении, но всегда включает в себя окружающую его реальность. Но реальность адаптированную к игре воображения с помощью собственной фантазии.
Способность быстро изменять объект игры с помощью собственной фантазии, дает ребенку ощущение всесильности над предметом игры, развивает притягательность к свободной деятельности, формирует новые побудительные мотивы к активности – пока в игре, разумеется… А по мере взросления – и в жизни. Дети ведь играют не потому вовсе, что они – дети, а потому, что… потому что, детство им для того и дано, чтобы они играли.
Само предназначение детства как раз и заключается в том, чтобы дать ребёнку развиться, не входя в прямое, нередко чрезмерно жёсткое для ребёнка общение с действительностью, но, в то же время, и не слишком отодвигая его от реальности.
Игры как раз и являются той формой психической и физической активности, в которой лучше всего разрешаются установочные задачи детства. До той поры, пока продолжаются игры – и детство продолжается; вся направленность детства и определяется именно тем, чтобы создать возможность присутствия игры.
Очень важна роль взрослых, особенно родителей и педагогов в поощрении детей к мечтам. Ведь мечтая, каждый из нас творит своё будущее..
Почему лишь 8 из 100, родившимся в семьях, где хотя бы один из родителей «имел приязнь» к спиртным напиткам, удаётся избежать участи пьяницы, а 92 из 100 – ими становятся. Рано или поздно. Да потому, что с семьях, где есть алкоголики детям не до фантазий. Они, эти фантазии быстро губятся мутным взором родителя-пьяницы, приземлённостью бытия, матом и рукоприкладством, бытующими в семейном укладе. Одним словом, редко кому удаётся вырваться из удушающей атмосферы бытия, пропитанного парами алкоголя. Вот-вот, всего лишь тем 8-ми из ста…
Вывод очень прост: ни в коем случае не препятствуйте своим детям мечтать, фантазировать. И тогда – они, наши дети, достигнут много большего в жизни, гораздо большего, чем если их ограничивать в фантазиях, в играх. Мы сами лепим и планируем свою жизнь. И чем ярче, чем насыщеннее будут эти планы, тем интересней будущее, тем сильнее мотивация к достижению интересной жизни.
И ещё раз повторю, Елена Дмитриевна, не надо мешать детям мечтать и взрослеть!
Комментарии