Особенности медицины

«Наука противоположна искусству. Искусство ищет необыкновенное в обыкновенном, наука — обыкновенное в необыкновенном. В науке прекрасно то, что доказано; в искусстве доказано то, что прекрасно. В искусстве смел тот, кто не боится ошибаться, в науке — кто не боится исправлять ошибки. Нечто среднее невозможно. Но между ними — гуманитарное знание», — это слова известного российского учёного, профессора Льва Клейна. Задумаемся, друзья, а что же такое медицина — наука в искусстве или искусство в науке?

особенности медицины

Особенности медицины: необыкновенное в обыкновенном или обыкновенное в необыкновенном?

Это отнюдь не праздный вопрос. Особенно остро я осознал это, когда принял участие в одной из известных телевизионных программ, где речь шла о детдомовском ребёнке, которого сначала никто в расчёт не принимал — жил себе и жил с врождённым пороком сердца… Рассуждали примерно так: сколько проживёт — столько и проживёт (примерно так рассуждают в слаборазвитых социумах: «Бог дал — Бог взял»)… Потом обстоятельства сложились так (дело случая), что мальчика направили в Москву, где его оперировали… Но не совсем удачно, а если быть точным — то совсем уж неудачно… А далее события стали развиваться таким образом: ребёнка послали лечиться в Германию… Немецкий врач-кардиохирург, глядя в видеообъектив, сказал, что «ребёнок поступил к нам из России в ужасном состоянии…». Как такое могло случиться, что российский ребёнок из российского детского дома поступил из российской клиники в клинику немецкую в «ужасном состоянии»? Где же наши любвеобильные детские правозащитники?

Слово «медицина» происходит от латинского словосочетания ars medicina («лечебное искусство», «искусство исцеления»).

Лев Николаевич Гумилёв (российский учёный и, к слову сказать, сын русских поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва) вот что сказал по этому поводу:
«Для ответа нам прежде всего потребуется уточнить само понятие гуманитарных и естественных наук. Принято думать, что гуманитарные науки — это те, которые изучают человека и его деяния, а естественные науки изучают природу, живую, мёртвую и косную, т.е. ту, которая никогда не была живой.
Это деление неконструктивно и полно противоречий, делающих его бессмысленным. Медицина, физиология и антропология изучают человека, но не являются гуманитарными науками. Древние каналы и развалины городов, превратившиеся в холмы — антропогенный метаморфизованный рельеф, находятся в сфере геоморфологии — науки естественной. И наоборот, география до XVI в., основанная на легендарных, часто фантастических рассказах путешественников, переданных через десятые руки, была наукой гуманитарной, так же как геология, основанная на рассказах о Всемирном Потопе и Атлантиде. Даже астрономия до Коперника была наукой гуманитарной, основанной на изучении текстов Аристотеля, Птолемея, а то и Косьмы Индикоплова. Люди предпочитали жить на плоской Земле, окружённой Океаном, нежели на шарике, висящем в бесконечном пространстве — Бездне. Эти мнения бытуют и поныне, несмотря на всеобщее среднее образование. Отсюда видно, что различие между гуманитарными и естественными науками не принципиально, а, скорее, стадиально. Вернадский еще в 1902 г. отметил: «В XVIII в. работы натуралиста в геологии и физической географии напоминали приёмы и методы, царившие еще недавно в этнографии и фольклоре. Это неизбежно при данной фазе развития науки».

Исходя из сказанного, легко заключить, что деление образов мышления, а тем самым и наук, по предмету изучения неправомерно. Тут возможны два подхода: чтение книг или выслушивание сообщений (легенд, мифов и т.д.) и наблюдение, иногда с экспериментом. Гораздо удобнее деление по способу получения первичной информации.
Первый способ соответствует гуманитарным наукам, царицей коих является филология. Второй — естественным наукам, которые следует подразделять на математизированные и описательные. Математизированные имеют дело с символами; описательные — с феноменами. К числу последних относятся география и биология.
Причина такого странного размежевания наук глубока, но и она описана Вернадским, назвавшим ее «бессознательным научным дуализмом». Он разъяснял этот тезис так: «Под именем дуалистического научного мировоззрения я подразумеваю тот своеобразный дуализм… когда учёный-исследователь противопоставляет себя — сознательно или бессознательно — исследуемому миру… Получается фантазия строгого наблюдения учёным- исследователем совершающихся вне его процессов природы как целого».
Так, но филолог неизбежно находится вне изучаемого им текста. Иначе он не может работать. Значит, научный дуализм, столь вредный в естественных науках, — наследие гуманитарных навыков, перенесенных в чуждую им область».

Так что же такое медицина — наука в искусстве или искусство в науке? И какими должны быть наши доктора — искусными целителями или математизированными аналитиками, которые зачастую даже и к больному-то подойти не желают… Им вполне достаточно просмотреть данные лабораторных анализов и ультразвукового исследования… Только вот достаточно ли? Как было бы замечательно, если бы доктор искал причину недуга, а не бил, что называется, по хвостам…

А то ведь как зачастую получается, приходит человек, скажем с больным коленным суставом, и доктор ну его лечить, этот самый коленный сустав — инъекции в него со всякими разными лекарствами. Помогает иногда. Но потом снова и снова болезненное состояние сустава возвращается, то есть иными словами — оно, это самое болезненное состояние рецидивирует.

А вот если бы доктор, наряду с инъекциями да со всякими-разными процедурами лечебного плана, посмотрел на состояние стоп да порекомендовал ещё и ортопедические стельки, то глядишь — ситуация бы и поменялась к лучшему… Для пациента— к лучшему, да и к уважительному отношению пациентов к доктору — тоже… Вот потому то и нужно знать особенности медицины, отличать гуманитарную её часть от естественной…

Эх… Мечты-мечты…

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Ребёнок-левша: надо ли переучивать?letterДоктор, моему внуку 4 года. Он — ребёнок-левша, всё делает левой рукой и ест, и рисует… Ну всё, одним словом, делает левой рукой. Дочь устроилась на работу и внука стала водить к бабушке (к свекрови моей дочери), а она начала его переучивать в правши. Мне дочь сказала об этом и я, хорошо зная, что этого …
Всегда ли в споре рождается истина?Каждому из нас приходилось быть свидетелем жарких споров… Однако, возникает вопрос – всегда ли такие споры позволяли разобраться в обсуждаемых проблемах? Из Миасса пришло письмо от 29-летнего Алексея Р. (так он представился в своём письме)… letterЗдравствуйте! Не сразу решился написать письмо. Возникала такая мысль, а потом как-то гасла. Как я понял, Вы всерьёз и надолго …
Хамство надо побеждать!Здравствуйте, друзья! Солидарен со словами российского писателя Бориса Акунина: «Худшая беда… — не дураки и не дороги, а тотальное хамство»… Хамство – моральный изъян, его надо искоренять! На многих из нас имеется тонюсенький такой налёт культуры… И он так легко с нас слетает… Потому что очень уж он, этот культурный слой, тонок… Вот вроде бы …