Проблема взаимоотношений между отцами и детьми сводится к одному: отцам не должно быть стыдно за своих детей, ну, а детям – за своих отцов. И всё… Мудрость, известная с незапамятных времён. Чем дольше живу на свете, тем глубже осознаю, что в деле воспитания детей нет мелочей. Каждое наше слово, каждое наше действие внимательно оценивается нашими детьми. И если бы каждый родитель понимал это, убеждён, проблем в стране было бы много меньше. Сегодня мы продолжим разговор о роли отца в воспитании детей.
Мне думается, письмо Жанны Андреевны Литовченко, ее взгляд на проблему, дает пищу для раздумий:
Я заканчивала факультет дошкольного воспитания, и наши замечательные профессора учили нас, что одной из самых главных форм обучения детей в дошкольном и младшем школьном возрасте являются игры. И ещё — общение. Причем общение не столько со сверстниками, сколько со взрослыми. Ведь, играя со сверстниками, ребёнок не может научиться у них социальным нормам поведения — его ровесники знают о жизни никак не более, чем он. Именно от взрослых (и в первую очередь – от родителей) ребенок усваивает новую информацию о мире, о жизни, о том, как необходимо реагировать на тот или иной социальный раздражитель. Поэтому ребёнок вольно или невольно прежде всего копирует окружающих его взрослых, а уж потом — своих сверстников.
Для полноценного воспитания ребёнка необходимы взрослые обоего пола. Но в нашей стране в большинстве случаев при разводе дети остаются с матерью, да и женщина все чаще решается «завести ребенка без отца», поэтому воспитание получает этакий перекос в «женскую» сторону. То есть девочки изначально не получают должного представления, как общаться с мальчиками, а мальчики, соответственно, нередко вырастают женственными и с трудом адаптируются в среде сверстников.
Американцы, как известно, даже в случае развода сохраняют общение ребенка с обоими родителями. У нас это бывает, прямо скажем, редко: проблема в том, что для этого супругам необходимо и после развода сохранить хотя бы видимость уважения друг к другу… хотя бы терпимость. Детей оставляют, как правило, матери, а она почти всегда просто-напросто запрещает ребёнку общаться с отцом.
Но, позвольте дорогие женщины, при чём тут наши дети? Они-то с собственным отцом не разводились и потому никоим образом не должны страдать от того, что мама не переносит папу и больше не может слышать о нём… Когда между родителями (самыми дорогими для ребёнка людьми) нет никакого общения, страдают прежде всего дети… Это огромный удар по психике ребёнка, а потом и по здоровью вообще. Знаю великое множество случаев, когда при такой вот искусственно создаваемой невозможности общения с одним из родителей у детей развивались вполне конкретные болезни – скажем, сахарный диабет, нейродермит, псориаз… А уж о неврозах и говорить не стоит.
По установившимся канонам (наверное, из каменного века) в семье существует такое «разделение труда»: мужчина приносит деньги, а женщина обеспечивает быт семьи. Так что же, в обществе нашем ничего не изменилось с тех давних пор? Нынешние женщины работают наравне с мужчинами, а нередко и больше их, и семейный уклад тоже сильно изменился. И даже несмотря на это мы оставляем женщине только бытовые проблемы и… детей. Заметьте — не воспитание детей, а их обихаживание: кормление, гуляние, вытирание носов и прочих мест. И, что же получается — в итоге к вытиранию носов сводится вся наша отечественная педагогика.
В нашем российском обществе почему-то решили: не мужское это дело – детей любить. Наши российские мужчины отдалились от процесса воспитания детей – ведь мужские руки требовались на фронтах Гражданской, Великой Отечественной и прочих войн, на великих стройках – на ДнепроГЭСе, на Беломорканале, в шахтах. Мужчины как воспитатели своих детей искусственно вышибались из семьи. И, получив воспитание исключительно в женской среде, где опять же главным принципом было физическое благополучие ребенка, они так и не понимают того, что воспитание – дело не только женское. И это не вина их, а, скорее их огромная беда…
С тех пор, увы и ах, многие наши соотечественники убеждены, что основное предназначение мужчины — обеспечение достойного материального положения семьи. И нередко российские папы свой посильный вклад в воспитание детей вносят… деньгами (как бы откупаются). «Я тебе купил конфеты – мороженое — игрушки? Вот иди и поиграй, почитай, поешь, но не мешайся под ногами. Я и так устал-измотался!»
Такому папе на самом деле проще без отпуска повкалывать, чем общаться с ребенком: чаще всего такому отцу просто нечего этому ребенку дать. По-настоящему увлеченные жизнью отцы просто не могут не таскать за собой всюду собственных детей. Если отец увлечен автомобилями, то часто в самом сопливом возрасте садится за руль и сын (да и дочь тоже), хотя бы понарошку на первых порах. Если папа заядлый рыболов, то его сыновья выезжают вместе с ним к ближайшему пруду-озеру. А если папе радость общения с собственными детьми предпочтительнее заменить «денежно-подарочным эквивалентом»… Значит, ему, скорее всего, просто не о чем со своими детьми разговаривать.
А вы как думаете?
Защитник ребёнка
Был такой научный эпизод — американские зоологи проводили долгосрочный эксперимент на обезьянах. Маленькие детеныши обезьян были отделены от своих матерей почти сразу после рождения. Их держали в «изоляции» до самого полового созревания, а потом выпустили в общий вольер для взрослых обезьян.
Подопытные обезьяны женского пола вскоре обзавелись потомством. И было подмечено, как нетипично они с этим потомством себя вели. Все материнские инстинкты обрушились на глазах — молодые обезьяны-мамы бросили своих детей на произвол судьбы, отшвыривали их от себя, не давали им еды.
В результате появилось такое понятие, как «безмамные мамы». То есть, причины такого неадекватного обращения со своими детенышами в том, что их матери сами в детстве не получили навыков обращения с потомством; буквально на собственной шкуре не поняли, как следует поступать с детьми. И даже инстинкты их не выручили, потому что человекообразные все-таки большую часть информации получают в процессе общения с себе подобными. Как, собственно, и люди…
Проведя аналогию, можно сказать:
В человеческом обществе, наряду с «безмамными мамами» появилось и целое поколение «беспапных пап».
Мальчики военного и послевоенного поколения, которые зачастую вырастали без общения с отцами, в свою очередь стали папами, но многие из них отдаляются от ребенка еще и потому, что подспудно ощущают: обращаться с детьми не умеют, а то чего мужчины не умеют – они делать не любят и не хотят.
Нет-нет, я отнюдь не стану вас уверять, что психологические последствия военных лет фатальны. Любой мало-мальски отличающийся по интеллекту от обезьяны мужчина способен восполнить этот пробел, если хотя бы поинтересуется литературой по психологии, педагогике, да хотя бы просто детскими книжками. Но, увы, многие мужчины считают, что по этому поводу не стоит напрягаться: не умеешь, как говорится, не берись, пусть делает тот, кто умеет. То есть им просто лень интеллектуально поднапрячься для того, чтобы освоить науку обращения с собственными же детьми.
Один солидный мужчина с детства мечтал об игрушечной железной дороге, но где ее было взять в трудное послевоенное время? А когда подобная забава появилась, стоила она очень дорого… Со временем юноша стал мужчиной, обрёл прочное финансовое положение. Казалось бы — теперь можешь купить себе хоть сотню железных дорог! Однако он так и не решился исполнить заветную мечту: позор-то какой, взрослый человек и вдруг купил себе детскую игрушку! Когда у него родился сын, счастливый отец купил самую дорогую, самую «навороченную» игрушечную железную дорогу.
Когда сыну исполнилось четыре года, он увидел большую коробку: «Папа, что это?» — «Надо же, сынок, я и забыл: это тебе подарок! — хлопнул себя по лбу папа. — Давай поиграем!» И тут же вцепился в забытую на время игрушку: «Погоди, ты сломаешь, дай я сам…» Отец что есть силы носился на четвереньках, прилаживая одну рельсу к другой. Отпихиваемый отцом отпрыск смотрел-смотрел на папашу, а потом тихонько приспособился прилаживать рельсы с другой стороны. И в итоге папа и сын вдвоем гоняли игрушечный поезд.
К чему это все? А вот к чему: во-первых, и взрослому иногда полезно побыть ребенком, а, во-вторых, общение с таким отцом, который поначалу сам хватает игрушку, отгоняя сына, намного полезнее ребенку, чем дорогая подачка от папы, которая просто будет сунута отпрыску в руки, а папаша отправится смотреть боевик по телевизору.
И еще…
Порой мать сознательно не допускает отца даже к вытиранию носа ребенку: ей хочется хоть в какой-то области жизни чувствовать себя безраздельной владычицей. Но если ребенок провинится, мать часто не желает брать на себя роль исполнителя наказания. И говорит дитяти: «Вот погоди, придет отец, он тебе задаст!» Причем папа зачастую не возражает против роли «карающей десницы»: ему почему-то кажется, что таким образом он выглядит в глазах ребенка настоящим «главой семьи» – ежели в руке у него ремень. Такой папа становится для ребенка чем-то вроде пугала. И в итоге ребенок потихоньку начинает сторониться отца. И правда, о какой любви можно говорить, если появление папы на детском горизонте означает очередную порку ремнем?
Чтобы без проблем включиться в процесс воспитания, мужчинам следует помнить только одно:
Воспитание детей — это не только обеспечение им еды, спокойного сна и качественных памперсов. Это еще и создание новой личности, и великая наука общения, и ответы на многочисленные и самые разнообразные вопросы. И кто, как не отец, станет главным защитником ребенка от физических опасностей, а порой и от психологических неудач?
Еще в 15-м веке немецкий писатель-гуманист Себастьян Брант написал такие слова:
Учится ребенок
У мудрого отца с пеленок.
(Кто думает не так — дурак,
Ребенку и себе он враг!)
Комментарии