Пропала тяга к знаниям…

Доктор, хочу получить ваш совет! И вот по какому поводу. Моему внуку — 11 лет. И ему совершенно неинтересна учёба. Тяга к знаниям отсутствует, как таковая…

При этом, мой внук очень умный мальчик. Он рано научился читать и считать… Очень быстро усваиваивает все телефоны-смартфоны, компьютер… Родители его имеют высшее образование — мать его (моя дочь) — биолог по образованию, отец (мой зять) из потомственных интеллигентов — кандидат наук. И мальчику, который очень быстро всё схватывал — буквально влёт — неинтересно учиться…

Мы перевели его (по моему настоянию) в элитную школу, полагая, что там более квалифицированные педагоги, умеющие создать такую атмосферу в школе, благодаря которой тяга к знаниям проснётся сама… Но не тут-то было… В школу мой внук как ходил без охоты, так и продолжает ходить без желания… Приходит из школы, сразу же стремится или усесться у компьютера — поиграть в стрелялки, или убежать на улицу… Уроки делает только после многократных напоминаний… Почему такое происходит? Посоветуйте, что делать, когда у ребёнка пропала тяга к знаниям?

Ребёнку неинтересно ходить в школу… Уроки он делает только под страхом наказания или лишения чего-то такого, чего ему потерять не хочется… И при всём при том, он ещё и норовит прогуливать школьные уроки? К сожалению, многим родителям такая проблема совсем не кажется редкой… Другое дело, что зачастую она начинает видеться многим из них попросту безвыходной.

Проблема в том, что у таких детей отсутствует мотив к учёбе вообще и к хорошей учёбе в частности. Тяга к знаниям — это величина, которая зависит от нескольких факторов, главный из которых — мотивация. Мотивация бывает внутренней и внешней. О внутренней мотивации можно говорить тогда, когда человек что-то делает просто ради удовольствия — например, ребёнок увлечен игрой…

При внешней мотивации деятельность направлена на достижение каких-то определённых целей. При этом они могут быть не связаны напрямую с характером этой деятельности — так, подросток может ходить в школу не потому, что хочет учиться, а для того лишь, чтобы его не ругали родители, или для общения с друзьями-приятелями.

Известный педагог-психолог Дарья Калайда убеждена, что внешней мотивацией учиться для детей часто является не искренняя тяга к знаниям, а как-раз принуждение со стороны взрослого. То есть, ребёнок берётся за учёбу только потому, что его заставили, запугали, а вовсе не потому, что привили интерес к познанию нового, непознанного доселе. Дети, которых отдают в школу, часто не понимают, для чего им это нужно. Учиться трудно: нужно зубрить домашние задания, писать контрольные работы, а ещё в школе, как правило, заставляют заниматься общественной работой.

Ребёнку же зачастую вместо этого хочется развлекаться, смотреть телевизор, играть на компьютере, гулять с друзьями. Вряд ли лет до 14-ти он способен до конца понять смысл мудрой поговорки: »Корни учения горьки, зато плоды его сладки». Взрослая жизнь кажется непостижимо далёкой, а школа — ну прямо-таки сплошной принудиловкой.

Обычно родители стараются мотивировать ребёнка к учёбе, неустанно повторяя: »Будешь плохо учиться — не поступишь в университет!» Это совершенно неверный посыл. Скорее всего, в вашем окружении есть люди, которые и без высшего образования добились если не карьерных успехов, то, по крайней мере, вполне приличных доходов. Если ваш сын или внук видит, что автослесарь или сварщик дядя Петя зарабатывает больше его собственных родителей–инженеров или врачей, то он будет искренне недоумевать, для чего ему надо непременно поступать в институт-университет?

тяга к знаниям

Если пропала тяга к знаниям…

  • Итак, прежде всего, следует понять, к чему же всё-таки проявляет интерес ваш ребёнок. Если мальчик, скажем, увлекается военной историей, любит читать книги, смотреть фильмы на эту тему, спросите, не хочет ли он стать историком. Предположим, он ответит утвердительно. Теперь ваша задача — заинтересовать своё чадо этой пока ещё гипотетической для него профессией. Выясните, в каких ВУЗах обучают этой специальности… Какие предметы надо сдавать для поступления в этот ВУЗ. Если у ребёнка будет сформирована цель, можете не сомневаться — тяга к знаниям и интерес к учёбе появятся самостоятельно, без какого-либо контроля с вашей стороны.
  • Если ребёнку не даются точные науки-предметы (физика, математика, химия), и он проявляет склонность к гуманитарным наукам — родителям стоит подумать о том, чтобы отдать его в специализированный класс или школу с определённым гуманитарным уклоном.
  • Если ребёнок вообще не проявляет никакого интереса к школьной учёбе, попробуйте отдать его в кружки. Не исключено, что внешкольные занятия, которые, как правило, проходят в непринужденной или игровой форме, пробудят в нём интерес к какому-либо предмету.
  • Родителям детей, которые не проявляют интереса к учёбе, надо чаще общаться с педагогами, обучающими ребёнка. Они могут подсказать, какой у него потенциал, какие способности следует развивать. И уж совсем не следует пугаться, если ребёнок не слишком успевает по математике или русскому языку, зато обожает уроки труда. Не исключено, что его призвание – ручная (то есть чисто прикладная) работа. Поймите, что далеко не всем дано заниматься интеллектуальным трудом. Однако, ребёнку надо терпеливо объяснять, что даже для того, чтобы »работать руками», нужно получить необходимый минимум знаний.
  • Если ребёнок жалуется на школу, на учителей, расспрашивайте его, что именно ему не нравится. Ваш интерес к делам вашего ребёнка поможет ему и вам в определении его дальнейшей судьбы… Если вы почувствовали, что у вашего ребёнка пропала тяга к знаниям в той области, которую раньше он любил, задумайтесь о смене педагога или о том, чтобы перевести ваше чадо в другую школу, где занятия проходят по нетрадиционной методике.

 Помните: чем больше удовольствия станет получать ваш ребёнок от учёбы, тем легче будет и ему, и вам.

Ребёнку — в выборе будущей профессии-специальности… А вам… Вам будет легче, потому что у вашего отпрыска станет менее вероятной такая проблема, как неудовлетворённость избранной профессией… Со всеми из этого вытекающими тяжкими последствиями…

Комментарии

    Bogdan
    15.04.201622:24

    Интересная статья, познавательна и правдива)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Человек есть его отношение к мируСотни людей спрашивают меня о том, как изменить свою жизнь… Как сделать так, чтобы жизнь обрела смысл, чтобы она стала интересной и безболезненной… Как жить дальше, чтобы… Как… Как… Как… Я убеждён, что для решения любой проблемы нужно в первую очередь менять своё отношение к миру. Меняйте отношение к миру! По вере вашей да воздастся …
Нет неудаче!«Жизнь – это не поиск себя. Жизнь – это создание себя». Так сказал когда-то Бернард Шоу. Создание себя в стремлении стать здоровым и счастливым. Мой сайт поддержит вас на этом долгом и непростом пути. Нет неудаче и статусу неудачника! Помните беседу Алисы и Кота из произведения Кэрролла «Алиса в стране чудес». Алиса – «Вы не …
Почему человеку не везёт?Часто в нашей обиходной повседневной жизни звучит слово — «повезло»… Или «не повезло»… В чём повезло? А вот в чём… Повезло с родителями (а их, как известно не выбирают — они предопределены всем нам от Бога)? Да это замечательно, когда родители непьющие, способны к раздумьям в вопросах правильного воспитания своих детей… Замечательно когда соседи по …