Всегда думал, когда в очередной раз сталкивался с равнодушием врача — что подвигло этого врача в юности поступать в медицинский институт или в медицинский университет? Я мог бы не один час перечислять авторов писем и мест их проживания, которые в своих посланиях пишут о равнодушии врачей… Из-за таких представителей профессии многие полагают, что профессиональный врач в нашей необъятной стране большая редкость, что перевелись они, как вид. И думают люди так отнюдь не безосновательно.
Вот лишь одно из сотен писем, которые я получил и прочёл за последние недели. Письмо от Федотова Константина Ивановича… Всё письмо нет смысла приводить. Константин Иванович пишет, что у него уже 30 лет болят ноги, о том, что он многократно обращался к врачам, что 7-8 раз лечился в условиях больницы, но проку никакого не было. В итоге у него развилась огромная трофическая язва на голени (10×10 см.) и в июле 2013 года он был в очередной госпитализирован в больницу (до больницы дошёл самостоятельно — никто его туда не повёз). За 10-12 дней пребывания в больнице лечащий врач (Константин Иванович в своём письме пишет фамилию врача) ни разу не подошёл к Константину Ивановичу (так он пишет в своём письме и у меня нет оснований не верить этому человеку) — я сам с этим сталкивался, к сожалению…
Так вот, когда Константин Иванович стал громко возмущаться этим обстоятельством, то к его постели подошли сразу аж три хирурга и один из них главный хирург (по всей видимости этой больницы) и предложили ему ампутацию ноги. Константин Иванович от операции отказался. И тогда его усадили в машину и привезли домой, двое мужчин донесли его до 4-го этажа, и на этом лечение завершилось… И тогда лечением Константина Ивановича занялась его родная сестра. И что вы думаете, друзья мои? Трофическая язва на голени зажила, затянулась… Константин Иванович меня спрашивает: «Как такое может быть?». Я не могу ответить на этот вопрос, Константин Иванович.
Расскажу одну историю, которая имела место в моей жизни…
О равнодушии во врачебной среде и безразличии врачей
В одной из больниц небольшого города, куда меня привезли с травмой позвоночника четыре года назад, было так. Дежурный врач, зная о том, что я тоже врач-хирург (я представился этому врачу, когда он проходил мимо меня по коридору в рентгеновский кабинет — он кивнул в ответ на мои слова и прошествовал далее), и что моя жена (которая меня сопровождала в больницу и была со мной рядом) тоже врач — то есть, что называется, мы «одной с ним крови» — он посмотрел рентгеновские снимки моего позвоночника и, стоя от меня на расстоянии около 2-2,5 метров и даже не глядя на меня, сказал, что у меня компрессионный перелом 1-го поясничного позвонка. На этом его общение со мной завершилось.
Больше он ко мне не подошёл ни разу. Я уехал из этой больницы, так и не дождавшись, когда же врач ко мне подойдёт. Проведя в коридоре более 2-х часов, моя жена вышла на улицу, наняла частника и меня отвезли туда же, откуда привезли… Там я пролежал день, дожидаясь приезда сына, который отвёз меня в мой родной Главный военный клинический госпиталь имени Бурденко.
К слову сказать, там я тоже увидел то же самое равнодушие. Так называемого лечащего врача (который вёл палату, в которую меня поместили) появился лишь спустя два дня (через ДВА дня!!!). И в дальнейшем этом врач время от времени (с интервалом примерно в два-три дня) появлялся в палате каким-то набегом минуты на три-четыре и постоянно путал фамилии тех шести человек, которые находились в этой палате. То он, называя его по фамилии (причём, как всегда, называя другую фамилию!) объявлял старому совершенно седому капитану I ранга в отставке (бывшему командиру подводной лодки) о том, что его завтра выписывают домой, а на самом деле этого бывшего морского офицера подготавливали к хирургическому вмешательству… Меня, своего старшего коллегу, он тоже именовал по фамилии, причём постоянно её либо перевирая, либо вообще называя меня по другой фамилии… О том, какой диагноз у меня во время так называемого врачебного обхода (я бы назвал это «оббегом») — наш палатный врач узнавал от меня же — он спрашивал всякий раз во время этого пробега по палате и я всякий раз ему напоминал…
Такое я помыслить не мог, когда много лет назад служил в этом госпитале врачом-хирургом… Такого просто не могло быть в то время, когда Главным госпиталем руководил замечательный врач и организатор военного здравоохранения генерал Николай Леонидович Крылов. Чтобы врач, который вёл палату, зашел в свои палаты и подошёл к каждому из больных менее пяти-шести раз за день — этого попросту быть не могло…
Врач тогда без напоминания со стороны начальника лечебного отделения заходил в палату, присаживался рядом с каждым из больных и разговаривал с ним. Это было нормой. Николай Леонидович Крылов, прекрасно знал, что у врачей, у медсестёр госпиталя надо воспитывать чувство гордости за то учреждение, в котором ты работаешь, служишь. Иначе — толку не будет…
Отсутствие гордости за своё лечебное учреждение, за то дело, которому ты служишь, неизбежно приводит к нежеланию повышать своё профессиональное мастерство, уровень своих знаний и навыков и, как следствие, к диагностическим ошибкам и не очень хорошим результатам лечения…
То есть, больной человек с чем поступил — с тем и выписывается… Именно об этом мне пишут очень многие люди…
Врач не должен, не может подходить к постели больного в пожёмканном затрапезном виде… Ведь внешний вид врача, его умение разговаривать с больным человеком — великая сила!
Уверенность врача в благоприятном исходе лечения приводит к удивительным последствиям…
Профессиональный врач не может быть равнодушным!
Как искоренить равнодушие во врачебной среде? Как искоренить безразличие к тому делу, которому каждый врач учится многие годы… Вернее даже — всю свою жизнь…
Не молчать… Главное не молчать, не умалчивать…
Поверьте мне, на свете, в России очень много врачей, которые знают своё дело, любят его, которые любят людей и люди любят их.
И об этом мне пишут… Правда реже, чем мне того хотелось бы…
Ведь я же врач и мне больно читать о бездушии врачей, их слабой профессиональной подготовке, о нежелании врачей думать и принимать решение в плане установления правильного диагноза и, соответственно, правильного лечения…
Думаю, что руководителям министерства здравоохранения, департаментов здравоохранения, лечебных учреждений надо не только спрашивать о проделанной работе, а ещё и работать над повышением чувства гордости за своё дело, за то учреждение, в котором тот или иной врач или медицинская сестра работает.
И результаты не замедлят сказаться… Люди всегда и во все времена работают лучше там, где руководители заботятся о своих сотрудниках…
Комментарии